Гусеницы для экскаватора или бульдозера являются расходным материалом, затраты по их замене составляют более половины стоимости всего ремонта экскаватора или бульдозера. Возникает вопрос - какая ходовая "ходит" дольше всего? И еще при этом стоит недорого... Вопрос ходовой на наш взгляд необходимо разделить на 2 части - ходовая для бульдозеров и ходовая для экскаваторов.
К гусеницам для бульдозеров предъявляются более жесткие требования к износостойкости, поскольку основная задача бульдозеров - толкать грунт, постоянно перемещаться с места на место под нагрузкой и без. Общая дистанция, проходимая бульдозером за срок его службы в несколько раз больше дистанции, "проезжаемой" экскаватором. Экскаватор большую часть времени стоит на месте и двигает только стрелой и ковшом, а если и перемещается, то накороткие дистанции и без нагрузки.
Касательно гусениц для бульдозеров, особенно работающих в экстремальных условиях и труднодоступных местах - на наш взгляд лучше всего приобретать самые качественные виды ходовой, например, оригинальную ходовую Komatsu.
Причин несколько:
Все это связано с необходимостью докупать детали, которых еще и может не оказаться в наличии.
И, напомним, что износ гусениц бульдозера происходит в несколько раз быстрее, чем у гусениц экскаваторов. Поэтому, выбирая гусеницы для бульдозеров, надо останавливаться на продукции самого высокого качества. На машины 50 тон и выше мы рекомендуем ставить оригинал. Несомненно, даже не смотря на его высокую стоимость, технологии производства оригинальных гусениц Комацу или Катерпиллер за десятки лет модернизации достигли совершенного уровня.
Бывают ситуации, когда лучше заплатить чуть ли не в 2 раза больше за качественные гусеницы или цепи бульдозера будет выгодней, чем ждать замены более дешевых, теряя драгоценное время, а также приобретая при этом целый "букет" дополнительных проблем, связанных с "цепной реакцией" поломок во всех элементах ходовой части бульдозера.
С гусеницами и цепями для экскаваторов ситуация проще. Не такие жестокие требования, как к в случае с бульдозерами и соответственно цены на «экскаваторную» ходовую существенно ниже. Недорогая ходовая на экскаваторе может служить многие годы и многие тысячи моточасов.
Для уменьшения износа гусениц экскаватора или бульдозера одна из основных рекомендаций - правильно настроить натяжение гусениц.
Настройку натяжения гусениц (степень провисания) для каждой модели нужно делать индивидуально, данные по такой настройке имеются в руководстве по эксплуатации.
В некоторых случаях от машины требуется малое удельное давление на грунт (при работе в заболоченных местностях).
Если вы знаете, что будете работать на экскаваторе в таких условиях постоянно, то лучше заранее приобрести модель с удлинненной гусеничной базой (у таких моделей количество опорных катков на 1 больше, чем у стандартных, они как правило имеют обозначение "LC" в названии модели). У бульдозеров, заводская комплектация которых включает болотные гусеницы в обозначении модели зачастую присутствует буква "P".
Уменьшить давление гусениц на почву можно также установив на машину более широкие гусеницы (башмаки ). Как правило, широкие гусеницы, предназначенные для работы на мягких грунтах назваются "болотными", а бульдозеры, изначально предназначенные для таких условий называются болотоходами. Болотные гусеницы бульдозеров иногда бывают с "треугольными" башмаками, имеющими поперечный срез в виде треугольника - для увеличения поверхности соприкасания башмака с грунтом. У болотных бульдозеров как правило нет рыхлителей.
В России широко распространены марки ходовой ITR, ITM, BERCO и GETT (в особенности гусеницы Hitachi, Komatsu, CAT).
У разных пользователей техники различное к ним отношение. Можно выделить лишь некоторые тенденции. Количество пользователей, предпочитающих только оригинальные гусеницы и цепи для экскаваторов или бульдозеров и непризнающих никакой неоригинал очень невелико. Это в основном пользователи бульдозеров, работающих в сверхтяжелых условиях и труднодоступных местностях. Основная же масса пользователей техники всерьез относится к использованию неоригинала. Для них вопрос стоит только в том, какой неоригинал лучше ставить. Для очень многих пользователей итальянский брэнд "ITR" ассоциируется с очень низкосортным Китаем, но есть и такие, кто доволен ITR, но их становится все меньше и они в основном из числа тех, кто работают на мягких неабразивных грунтах. Видимо такая ситуация происходит от того, что владельцы этой марки в последние годы все меньше заботится о своем качестве. Можно с большой долей вероятности говорить, что это действительно китайская продукция - из разряда дешевых, завезенная в Италию и из-за дополнительных наценок итальянцев продающаяся по довольно завышенной цене для такого уровня качества.
Следующий итальянский бренд - ITM - имеет более высокий уровень качества и более высокую цену. Из-за сходства названий с ITR они недавно скорректировали свое название и стали называться TITAN-ITM. О данной продукции более позитивные отзывы, но также есть основания подозревать, что часть ее произведена также в Китае и также завезена оттуда в Италию. Поскольку итальянцы тоже хотят заработать, то в цене ITM содержится большая доля итальянской посреднической наценки, делающей соотношение "цена/качество" не очень выгодным для конечного пользователя. Хотя часть продукции ITM действительно производится на итальянских заводах. Вообще говоря, Итальянские производители во многом ведут себя нечестно, покупая продукцию в Китае, ставя на ней свое клеймо и привозя из Китая на свой итальянский склад, потом отправляя в Россию с гордым видом, что это их продукция.
Следующий бренд - Berco - самый дорогой и качественный из итальянских. Его основное производство действительно располагается в Италии, но вероятно часть комплектующих также завозится из Китая. Данный бренд по качеству сопоставим с оригиналом. В некоторых случаях он его даже превосходит, в некоторых - отстает от него. Когда-то давно компания Komatsu даже сотрудничала с Berco, устанавливая их продукцию на свои машины на заводе.
Цена за этот брэнд также близка к оригиналу, иногда даже превышая цену за оригинал.
И, наконец, GETT. Это корейский бренд, по качеству сопоставимый с ITM, но по более выгодной цене.
У всех этих брендов есть одна общая черта - известность - за которую естественно взимается дополнительная плата с клиента. Доля известности бренда в цене их продукции настолько велика, что исключив ее, гусеницы могут подешеветь от 20 до 50%. Именно такую экономию у вас есть возможность получить, приобретая качественную продукцию китайских заводов - от 20 до 50%. На наш взгляд это существенно.
Но достигается такая экономия только при условии, что продукция действительно качественная. Мы сотрудничаем с 2 заводами в Китае, производящими гусеницы и за весь опыт сотрудничества с ними мы каждый раз убеждались в достойном уровне качества их продукции. Клиенты все больше переходят с итальянских марок на качественные китайские гусеницы.
Секрет более дешевой цены прост - Вы не платите за бренд, и в цене гусениц не сидит зарплата итальянцев, а также дополнительная стоимость доставки гусениц из Китая в Италию.
Если говорить о качестве и стоимости труда итальянцев и китайцев, последние на наш взгляд победят с существенным перевесом. Многие итальянцы после 2 часов дня вообще не работают. У многих людей в мире вызывают удивление месячные летние каникулы итальянцев, во время которых вся Италия становится недоступна на месяц для любых деловых отношений - останавливаются все поставки и выключаются все телефоны.
Напротив, у многих китайцев выходной всего один в неделю, а рабочий день на несколько часов дольше, чем у итальянцев. Зарплаты у итальянцев в разы, а иногда и в десятки раз выше китайских.. Должен ли из нашего кармана оплачиваться высокий уровень жизни итальянских работников, зачастую ничего не производящих? Мы так не считаем. Поэтому мы поддерживаем позицию приобретения продукции напрямую в Китае, обеспечив при этом достойный контроль качества и справедливый уровень наценок.
Китай не виноват в том, что его продукцию считают некачественным. Виноваты в этом те российские торговые фирмы, которые заказывают там самую дешевую продукцию с заведомо самым низким уровнем качества, накручивают 500-1000% и продают ее в России, обманывая клиентов, говоря что это хорошее качество и обогащаясь при этом по-максимуму.
Вообще говоря, надо это все производить в России, потому что металл и уголь зачастую везется в Китай именно отсюда. Но это, видимо, дело будущего.
Российский завод Четра кстати делает неплохие гусеницы (могли бы и лучше конечно), но как всегда система контроля качества, сбыта планирования производства не выдерживают критики. Почему так? Вопрос риторический. Не поверю, что мы не можем сами снабжать себя самих же гусеницами при том, что мы можем делать космические корабли.
Вернемся же к теме износа гусениц и цепей экскаваторов и бульдозеров.
Износ гусениц и цепей экскаватора или бульдозера индивидуальный у каждой машины, он зависит от качества стали, режима работы и грунта. На одной машине гусеницы низкого качества отходят дольше, чем на другой гусеницы высокого качества, но в других условиях. Тут нет никаких четких правил. Можно определить степень износа на глаз, что является самым простым способом. Также можно спланировать приблизительное время износа ходовой бульдозера или экскаватора, измерив ее износ предположим за 1000 часов работы и таким образом определив примерную дату полного износа при текущем режиме эксплуатации.
Вот некоторые отзывы пользователей о различных брэндах цепей и гусениц бульдозеров и экскаваторов.
"...приобрели 2 комплекта гусениц Комацу D275A-5. Одна - производства ITR, другая - оригинальная. Цена за сторону оригинала составила 750 тысяч рублей, а за ITR - 550 тысяч. Оригинал износился через 7400 моточасов, ITR - через 1400 часов." Как видно, при небольшой разнице в цене оригинал в 5 раз более стойкий к износу.
"Установил гусеницы на Комацу D65 (ITR) - заметна нехватка смазки в пальцах, толщина башмаков уменьшается чуть ли не на глазах..."
"Купили комплект оригинальных гусениц Комацу для экскаватора PC200-7, а также катки. Отработал 7000 часов - износа почти нет... Правда цена на них была раза в полтора выше, чем на Италию."
"Опыт приобретения ITR: Через месяц на гусенице Комацу Д355 начались болтаться башмаки, по причине вытягивания болтов, отверстия в звеньях цепи бульдозера стали эллипсными, разбились отверстия и в башмаках. После этого затягивать болты стало невозможным"
«Приобрел ITR по более дешевой цене, чем оригинал, износостойкость гусениц немного хуже оригинала, но переплачивать за оригинальные гусеницы Komatsu желания никакого нет. »
«Несколько раз устанавливал ITR гусеницы на Komatsu 355 бульдозер - выбрасывал меньше, чем за год.»
«Несколько раз устанавливал ITR гусеницы на Komatsu D275 - радости мало. Цепи бульдозера быстро растягиваются, смазка начинает вытекать из катков, ленивцы быстро истираются. Стараемся больше не связываться с ITR.»
«У нас d65 Komatsu с гусеницами 510мм. Berco, исходя из опыта,в изнашивается примерно через 3-4 тысячи. Иногда дотягивает до 6. Надо принимать также во внимание то, как за ней следят. ITR мы полностью недовольны, выбрасываем после 2-3 тыс часов. Это все для машин уровня 20 тон. ITM - не пробовали.»
«А у нас ходовая Komatsu d275 ходит 14000, затем ставим чебоксарскую гусеницу, которая ходит еще 6000. Затем меняем катки, пальцы, ленивцы и звездочки. На скальном или песчаном грунте, как правило, ходовая бульдозера (даже оригинальная) больше 7000 - 8000 м/часов не выдерживает.»
«Новые гусеницы на Komatsu D65 (новая машина) прошли 10 000 ч., и ещё чуть-чуть походят до полного износа»
«На новом CAT D8R втулки на гусеницах стали разрушаться после 3500 м/часов. на CAT D10 гусеницы заменили после 6500 м/часов.»
Учитывая все вышесказанное, можно сделать ряд выводов:
Мы считаем, что на 1 месте должна стоять совесть компании-продавца ходовой. Это значит, что товар среднего качества надо продавать по низкой цене и при этом предупредив покупателя, что от данных гусениц не стоит ждать волшебной долговечности.
Гусеницы низкого качества мы вообще не предлагаем, чтобы не подкладывать клиенту "бомбу замедленного действия", силу которой он ощутит уже после радости от "супервыгодной" покупки.
Для тяжелых бульдозеров, работающих в экстремальных условиях лучше покупать оригинальные гусеницы, пусть переплатив в начале, но при этом начав получать выгоды через несколько месяцев. Это своего рода "инвестиции" с отдачей, ощущаемой через время. В случае, когда режим работы круглосуточный, скальные абразивные породы, температуры ниже -50С, перегоны машины 10-15 километров в день, ходовая часть бульдозера может "таять" на глазах (как, например, происходит с ходовой Komatsu D275, D375, работающих в Севералмазе).
Мы рекомендуем покупать качественные гусеницы для экскаваторов и бульдозеров, работающих в умеренных по сложности условиях. Причины следующие. Китай - лучшая в плане цена/качество страна в мире. Нет нужды значительно переплачивать за японские сверхэффективные технологии литья и сборки гусеничных лент, поскольку это экономически невыгодно. Также исключаются итальянские посредники.
Все это конечно имеет силу при безусловном выполнении одного условия - порядочность компании-продавца. Мы надеемся, что не потеряем свою репутацию в Ваших глазах, потому что наша цель - работать долгие годы и приносить максимум пользы нашим клиентам.
Ходовая экскаватора или бульдозера китайского завода, с которым мы сотрудничаем, проходит серьезную проверку качества. в среднем по нашим данным за ходовая на экскаваторы Komatsu, Hitachi, caterpillar ходит 5000-6000 м.ч.
Время износа гусениц зависит от абразивности грунта. Работая на породах, содержащих кварц и при высокой влажности грунта первый поворот втулки может произойти через 3,5-4 тыс. часов (Komatsu или Caterpillar - не имеет значения). На Бодайбинском месторождении именно такие условия. При работе на угольном разрезе до первого поворота может пройти до 18 тыс. часов (в Кемерово, например, именно такие условия).
Надо принимать во внимание также стоимость 1 часа работы ходовой экскаватора или бульдозера. Способы определения износа могут быть разными - вплоть до использования ультразвуковых датчиков.
У компании Caterpillar даже имеется специальная служба, осуществляющая бесплатные выезды и замеры у клиентов, которые затем после анализа на специальной компьютерной программе, выдают примерную дату, когда "выходит" данная ходовая часть в данных конкретных условиях эксплуатации.
Производители оригинальных гусениц Hitachi, Komatsu, CAT и др. оправдывают высокую стоимость своей продукции применением дорогостоящих технологий (например оригинальная ходовая Komatsu создана с использованием компьютерных технологий, уникальных методов термической обработки металла, повышенной надежности уплотнений). В таком обосновании, безусловно, есть доля истины, но можно с уверенностью говорить, что в неменьшей степени высокая стоимость обусловлена ценой "за брэнд".
Китайские производители стремительно догоняют оригинальных производителей по технологиям, при этом не требуя переплачивать "за брэнд".
Бульдозеры Komatsu:
Экскаваторы Komatsu:
Трубоукладчики Komatsu:
Оригинальные гусеницы Hitachi по словам самого производителя изготовлены из листового сплава индукционной закалки.
Экскаваторы Hitachi:
Некоторые советы по эксплуатации гусениц для экскаваторов.
Если экскаватор работает с ослабленными болтами башмаков гусениц, то они могут сломаться.
Износ подшипников и вкладышей гусениц зависит от условий работы и типа грунта, поэтому следует регулярно проверять натяжение гусениц для поддержания установленного значения.
Класс башмака | Применение | Особенности |
---|---|---|
A | Скальный, речной и обычный грунт | Следует снижать скорость при перемещении через крупные препятствия (камни, бревна) |
B | Нормальный и мягкий грунт | Перемещение через крупные препятствия не допускается. При вынужденном преодолении препятствий перемещаться на минимально возможной скорости |
C | Очень мягкий (болотистый) грунт | Использовать только на тех грунтах, перемещаясь на которых машина, оборудованная другими типами башмаков будет проваливаться. |
D | Твердое дорожное покрытие | Башмаки имеют плоскую форму, сцепление с дорожной поверхностью минимальное |
E | Твердое дорожное покрытие | Аналогично типу “D”, но дополнительно имеющие резиновое покрытие на башмаке |
Отдельного рассмотрения заслуживают резиновые гусеницы для экскаваторов, а также гусеницы, оборудованые резиновыми накладками или обрезиненными башмаками.
Полезные советы при эксплуатации гусениц, оборудованных резиновыми накладками на башмаки, а также оборудованных обрезиненными башмаками.
Следует использовать экскаватор с резиновыми гусеницами на дорогах с твердым покрытием (асфальт). При использовании гусениц на других типах поверхностей резиновое покрытие будет быстро разрушаться.
Не следует эксплуатировать экскаватор с резиновыми гусеницами (обрезиненными) на поверхностях, покрытых мелкими кусками бетона или песком.
Не следует использовать резиновые гусеницы для экскаваторов, перемещающихся на поверхностях с острыми выступающими частями.
Резиновые гусеницы экскаватора будут также быстро изнашиваться при перемещении по поверхностям, покрытых камнями (в том числе каменистые русла рек).
Поскольку сцепление резины с грунтом низкое, то следует осторожно перемещаться на обледенелых поверхностях.
Следует избегать попадания масла или консистентной смазки на резиновое покрытие гусениц. В случае попадания немедленно удалить. При хранении резиновых гусениц следует предотвращать попадание на них прямого солнечного света и влаги.
Если Вы заметили, что гусеницы начали оставлять черные следы при движении по твердой поверхности, это свидетельствует об износе резины.
Для заказа гусениц и цепей звоните нам по телефону +7(495)651-61-19 или пишите нам на адрес komatsu@komimport.ru